Меню сайта

«Как научить ребенка здороваться»

    Нередко воспитатели слышат от огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным прави­лам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Как помочь молодым мамам и папам воспитать малыша и на что следует обратить внимание самому педагогу?
    Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитан­ный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, при­ходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать « Здравствуйте!» или « До свидания!». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.
Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.
     Дети – это всегда радость, но вместе с тем и от­ветственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоци­ональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсозна­тельно: мы постоянно сравниваем себя со своим малы­шом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагиро­вали на это наши родители. Не задумываясь копируем воспитательную тактику последних.
     Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной тре­бовательностью сегодня трудно достучаться до детей.
Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как ро­дители в приказном тоне говорят сыну или дочери: « Поздоровайся!», « Извинись!». Маленький ребенок мо­жет и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрос­лым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отка­зываться от слов приветствия.
     Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются тер­пение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.
    Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стан­дартов поведения.
А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный мо­мент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького чело­вечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для до­школьника родители – самые главные люди в мире, и поэтому роди­тельские слова становятся руководством к действию.
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необхо­димо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.
 
    Не надо устраивать громких скандалов по по­воду вежливости ребенка. Это бесполезно! Пре­вращение каждого случая в повод для разбиратель­ства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь пре­подать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.
 
Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: « А как же научить ребенка здороваться?» Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывай­те детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искрен­ней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ори­ентируясь на родителей как на образец, он научит­ся всем необходимым нормам поведения.
 
    Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому « дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. За­ставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, роди­тели могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют же­ланием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чутко­го, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть не­вежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник разви­вает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, го­воря «Доброе утро!», он желает человеку добра.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «До свидания!» не только об­щепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе ут­ро!» для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девоч­ке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до нака­зания – оказываются негодными для развития способности чувство­вать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне ка­жущегося вежливым человека.
Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.
 
    Личный пример.
Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узна­ет, что все друг с другом здороваются и это являет­ся нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом воз­расте малыши копируют старших до мелочей.
Самый простой способ научить малыша здоровать­ся – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повто­рить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить « Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
    Игра.
Создайте игровую ситуацию, где все игруш­ки говорят различные слова приветствия друг дру­гу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветст-вия.
    Чтение.
Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочте­ния нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: « Так принято, все так делают!» Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку « Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от тако­го общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
    Предоставление права выбора.
Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно поз­волить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали « Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувство­вать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
    Похвала.
Похвала для маленьких детей – замечательный сти­мул осваивать правила поведения. Мудро поступают те роди­тели, которые закрепляют манеру поведения малыша востор­женными словами. Дети очень хорошо улавливают позитив­ную реакцию мамы или папы и так приобретают жизнен­ный опыт. Фразы « Мне понравилось, как ты поздоровался с…» или « Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжела­тельным.